|
Муниципальное
образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 19
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ТЕХНОЛОГИИ (ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ
ТРУД)
ДЛЯ 6 –9 КЛАССОВ:
«ХОЗЯЙКА ДОМА --
РУКОДЕЛЬНИЦА»
Составила: Колотий Г.П.,
учитель технологии
(обслуживающий
труд),
высшей квалифика-
ционной
категории
Новочеркасск
2006 г.
|
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
1.
Пояснительная записка к рабочей программе по технологии
(обслуживающий труд) «Хозяйка дома – рукодельница» для 6 – 8 классов.
2. Структурная схема к
программе.
3. Тематическое
планирование
часов.
4. Требования к уровню
подготовки выпускников
основной
школы по обслуживающему труду.
5. Рабочая
программа по технологии (обслуживающий труд)
«Хозяйка
дома – рукодельница», 6 класс.
5.1 Структурная схема к рабочей
программе
5.2 Тематический
план.
5.3 Оценка степени
обученности.
6. Рабочая программа по технологии
(обслуживающий труд) «Хозяйка дома - рукодельница», 7 класс.
6.1 Структурная схема к рабочей
программе.
6.2 Тематический
план.
6.3 Оценка степени
обученности
. 7. Рабочая программа по технологии
(обслуживающий
труд)
«Хозяйка дома –
рукодельница», 8 класс.
7.1 Структурная
схема к рабочей
программе
7.2 Тематический
план.
7.3 Оценка степени
обученности
8. Рабочая
программа по технологии (обслуживающий
труд)
«Хозяйка дома – рукодельница» 9
класс.
8.1 Структурная схема к рабочей
программе.
8.2 Тематический
план.
Библиография.
Приложения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО
ТЕХНОЛОГИИ (ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ТРУД)
«ХОЗЯЙКА ДОМА
И РУКОДЕЛЬНИЦА» ДЛЯ 6-9 КЛАССОВ
Программа
«Хозяйка дома и рукодельница» своей направленностью определяет пять
профессиональных сфер человека: человек – техника (Ч – Т);
человек-
природа (Ч – Пр); человек – знаковая система (Ч – Зн. С.);
человек –
художественный образ (Ч – Х.обр).
Программа в 6 классе рассчитана на 66 часов, в 7-9 классах – 64 часа
(2 часа в
неделю). Она предусматривает преемственность в развитии ЗУН,
полученных обучающимся с 1-го класса. 70 % рабочего
времени в программе отведено на практические занятия. Программа
предлагает разнообразие трудовой
деятельности.
Основная педагогическая цель программы:
¾ подготовить
обучающихся к роли хозяйки дома и рукодельницы, с учетом
интересов, склонности каждой обучающейся личности;
¾ развить
самостоятельность в работе, творчестве, эстетический вкус,
художественные способности;
¾ воспитать
культуру личности и труда.
В
программе решаются следующие задачи:
¾ формирование
у обучающихся качеств творчески думающей
личности
сообразно с её способностями, интересами и потребностями в обществе;
¾ воспитания
культуры личности во всех её проявлениях, культуры труда,
¾ культуры
экономической, социальной, правовой;
¾ формирование
трудовых навыков и умений в швейном деле, рукоделии, в
оформлении интерьера дома, эстетики и этики в поведении;
¾ формирование
эстетического вкуса;
¾ приобщение
к самостоятельному творчеству, к культуре быта, труда.
В процессе изучения этого курса система усложняющих заданий в виде
изготовления типовых изделий приводит обучающихся к самостоятельному поиску
решений, к творческому подходу к ним с играми, упражнениями, тестами. Все
это помогает обучающимся развивать фантазию, технически мыслить.
Объём умений и навыков, которыми должны обладать обучающиеся,
определяется на основе объема знаний, заложенных в
содержательных линиях
программы.
Программой новой школы в образовательной области «Технология» предусмотрено
выполнение учащимися ежегодно не менее одного творческого проекта.
Именно творческая проектная деятельность обучающихся будет
способствовать
технологическому образованию, формированию технологической культуры каждого
подрастающего человека, поможет ему по-новому взглянуть на среду
обитания, рационально использовать имеющиеся
ресурсы
Отечества, приумножать природные богатства и творческий потенциал. Проекты
могут быть индивидуальные и коллективные, выполненные для дома,
для школы, в
качестве подарка и для реализации.
Тема проекта
выбирается самим обучающимся, вместе с учителем, родителями Проект
составляют: готовое изделие и пояснительная записка. Различают три вида
проектной деятельности: поисково – исследовательский, технологический и
конструктивный. Количество часов, отводимое в учебных планах на проектную
деятельность от 10 до 20 часов конце года или разбиваются по модулям.
По выполнению проекта обязательно производится его защита. В виду
отсутствия материальной базы для выполнения практических работ по
«Кулинарии», по информационной технологии, автоматики и цифровой
электроники,
электроники и радиоэлектроники, не используемые часы распределены на
разделы: «Культура дома», «Художественная обработка материалов».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ ЧАСОВ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ «ХОЗЯЙКА ДОМА И РУКОДЕЛЬНИЦА»
6-9
КЛАСС
|
Кл.
|
Общее
кол.
часов
|
Содержание
раздела (модуля, темы).
|
Кол.
час.
|
|
6
|
66
|
1.Культура дома
2.Технология обработки ткани и пищевых продуктов
3.Творческий проект
4. Резерв рабочего времени (производительный
труд).
|
22
28
8
8
|
|
7
|
66
|
1.Культура дома
2.Технология обработки ткани и пищевых продуктов
3.Творческий проект.
4. Резерв рабочего времени (производительный
труд).
|
28
24
8
6
|
|
8
|
64
|
1. Технология ведения дома: «Домашняя экономика».
2. Культура дома.
3. Художественная обработка материалов
4. Творческий проект.
5. Резерв рабочего времени (производительный
труд).
|
4
18
30
8
4
|
|
9
|
64
|
1.Художественная обработка материалов.
2.Культура дома.
3. Профессиональное самоопределение.
4. Творческий проект.
5. Резерв рабочего времени (производительный
труд).
|
33
13
6
8
6
|
Требования
к уровню подготовки выпускников по обслуживающему труду
по образовательной области «Технология»
Выпускники должны знать (письменно
или устно) охарактеризовать,
объяснить на примерах:
¾
роль техники и технологии в развитии цивилизации, социальные
и экологические последствия промышленного и с/х производства,
¾
энергетики и транспорта;
¾
принципы работы, назначение и устройство основных
технологических машин, орудий, инструментов, электробытовых приборов;
¾
свойства текстильных материалов, конструкционных материалов;
¾
традиционные и новейшие технологии обработки различных мате-
лов;
¾
значения питания для здоровья человека, состав пищевых
продуктов;
¾
роль проектирования, основные этапы выполнения проектов;
¾
правила выполнения чертежей в ЕСКД;
¾
основные элементы предпринимательской деятельности;
¾
требования по выбору профессий с учётом личностных
наклонностей и способностей.
Выпускники
должны уметь:
¾
рационально организовывать свое рабочее место, соблюдать
правила безопасной работы;
¾
выполнять разработку несложных проектов, конструировать
простые изделия с учетом требований дизайна;
¾
составлять или выбирать технологическую последовательность
изготовления изделия;
¾
выполнять основные технологические операции, осуществлять
подбор материалов, заготовок, фурнитуры, инструментов, приспособлений,
орудий труда;
¾
собирать изделия по схеме, контролировать его качество;
¾
изготавливать простые швейные изделия ручным и машинным
способами;
¾
находить и использовать информацию для преобразовательной
деятельности, в том числе и с помощью ПЭВМ;
¾
выполнять не менее одного вида художественной обработки
материалов с учетом региональных условий и традиций.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ (ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ТРУД) «ХОЗЯЙКА ДОМА –
РУКОДЕЛЬНИЦА», 6 КЛАСС.
|
Наименование
модуля, темы.
|
Кол. час.
|
|
Модуль
|
Тема
|
|
Культура дома:
Модуль 1: «Интерьер в доме»:
Тема 1: «Вязание крючком всё для дома» (в технике
«Филе»).
Тема 2: «Изонить» (приёмы вышивки по картону).
Тема 3: «Бисерная мозаика»
|
22
|
12
4
6
|
|
Технология обработки тканей и пищевых продуктов:
Модуль 2: «Шитьё – моё хобби»:
Тема 1: «Материаловедение».
Тема 2: «Машиноведение».
Тема 3: «Построение чертежа, моделирование поясного
изделия».
Тема 4: «Машинные швы и поузловая обработка поясного
изделия».
|
24
|
2
4
6
12
|
|
Модуль 3: «Кулинария»:
Тема 1: «Обработка и заготовка продуктов питания;
лекарства с грядки».
Тема 2: «Донская кухня».
|
4
|
2
2
|
|
Модуль 4: Творческий проект.
|
8
|
|
|
Резерв рабочего времени (производительный труд)
|
8
|
|
|
Итого:
|
66
|
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ (ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ТРУД)
«ХОЗЯЙКА ДОМА
И РУКОДЕЛЬНИЦА» , 7 КЛАСС.
|
Наименование модуля, темы
|
Кол-во час.
|
|
Модуль
|
Тема
|
|
Культура дома
|
28
|
|
|
Модуль 1 : «Интерьер в доме»
|
|
|
Тема 1: «Вязание крючком все для дома»
(вязание изделий крючком по схеме, состоящих из
фрагментов, соединяемых между собой).
Тема
2: «Уроки золушки» (ремонт, уход за одеждой, символы на
ярлыках одежды)
Тема 3: « Изонить» (вышивка).
Тема 4: «Составление композиций,
аранжировка из сухих
растений» (подготовка растений к работе – заготовка).
Тема 5: «Бисероплетение».
|
|
10
6
4
2
6
|
|
Технология обработки ткани и пищевых
продуктов:
|
18
|
|
|
Модуль 2: «Шитье – моё хобби»
|
|
|
|
Тема 1: «Материаловедение»
Тема 2: « Машиноведение»
Тема 3: «Конструирование,
моделирование плечевого
изделия, поузловая обработка или пошив модели
изделия в М1:2».
|
|
2
2
14
|
|
Модуль 3: «Кулинария»
|
6
|
|
|
Тема 1: «Физиология питания».
|
|
2
|
|
Тема 2: «Заготовка продуктов».
|
|
2
|
|
Тема 3: «Питание в туристическом
походе».
|
|
2
|
|
Модуль 4: «Творческий проект»
|
8
|
|
|
Резерв рабочего времени: производительный
труд (уборка
школьных помещений и пришкольного участка).
|
6
|
|
|
Итого:
|
66.
|
|
|
|
|
|
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО
ТЕХНОЛОГИИ (ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ТРУД)
«ХОЗЯЙКА ДОМА – РУКОДЕЛЬНИЦА», 8 класс
|
Наименование
модуля, темы.
|
Кол. час.
|
|
Модуль
|
Тема
|
|
Модуль 1:Технология ведения дома: «Домашняя
экономика».
|
4
|
|
|
Модуль 2: «Культура дома»
Тема 1: «Казачий
быт».
Тема 2: «Столовый
этикет».
Тема 3: «Заготовка
продуктов».
Тема 4:
«Конструирование и моделирование основы платья
с вшивным рукавом».
|
18
|
2
2
2
12
|
|
Модуль 3: «Художественная обработка материалов».
Тема 1:
«Составление композиций, аранжировок из сухих
растений».
Тема 2: «Вязание
крючком изделий по кругу с рюшей».
Тема 3:
«Мозаика».
Тема 4:
«Бисероплетение».
|
30
|
6
8
8
8
|
|
Модуль 4: «Творческий проект»
|
8
|
|
|
Резерв рабочего времени: производительный труд (уборка
школьных помещений и пришкольного участка).
|
4
|
|
|
Итого
|
64
|
|
Тематический
план рабочей программы по технологии (обслуживающий труд) «Хозяйка дома –
рукодельница», 9 класс.
|
Наименование
модуля, темы.
|
Кол. часов
|
|
Модуль
|
Тема
|
|
Модуль 1: «Художественная обработка материалов»
Тема 1: «Работа с
соломкой».
Тема 2: «Художественная вышивка».
Тема 3: «Бисероткачество».
Тема 4: «Аппликация».
Тема 5: «Вязание на спицах»
|
33
|
6
8
6
7
6
|
|
Модуль 2: «Культура дома».
Тема 1: «Внешний вид хозяйки
– лицо дома».
Тема 2: «Хозяйка дома –
модница».
Тема 3: «Кулинария».
|
13
|
2
9
2
|
|
Модуль 3: «Профессиональное самоопределение».
|
6
|
|
|
Модуль 4: «Творческий проект».
|
8
|
|
|
Резерв рабочего времени ( производительный труд).
|
6
|
|
|
Итого:
|
64
|
|
|